Несмотря на значительные успехи медицинской науки, поиск новых диагностических методов, имеющих объективные критерии оценки состояния организма, имеет принципиально важное значение. Метод пульсовой диагностики в традиционной восточной медицине занимает особое место и положение. Зародившись на заре цивилизации, уже в III в. до н. э. в древнекитайском каноне «Xyaн-ди Нэй-цзин» он представлен с исчерпывающей полнотой. Родоначальником учения о пульсе по праву считают Бянь Цяо, который уже в V в. до н. э. дал подробную характеристику многочисленных видов пульса, а также определил методику исследования. Из всех диагностических приемов восточной медицины (опроса, осмотра, обоняния, выслушивания звуков) прощупывание пульса — пульсовая диагностика — являлась наиважнейшей. В III в. н. э. Ван Шу Хэ в своем труде «Mo-цзинь» («Трактат о пульсе») тщательно классифицировал изменения пульса при различных заболеваниях. Разделив все их многообразие на 24 вида, он подробно описал состояние пульса в различные периоды болезни, начиная от преморбидного состояния до появления стойких и необратимых изменений пульса после тяжелых заболеваний. Характерным для пульсовой диагностики в восточной медицине являлась зависимость характера пульса от общего состояния организма и особенно возможность судить по пульсу о состоянии любой функциональной системы — легочной, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой и других. Подобной диагностики не знала европейская медицина, хотя проблеме пульса уделяли большое внимание еще Гиппократ, и, особенно, Гален. В течение последнего столетия происходит активная ассимиляция отдельных лечебных (чжень-цзю терапия) и диагностических концепций восточной медицины европейской медициной. Имея значительно меньше опыта в этой традиционно восточной «мудрости», европейцы попытались объективизировать данный метод с естественно-научных позиций. Попытки тем более понятны, если учесть, что при описании отдельных видов пульса восточные медики использовали такие определения, как пульс «падающей капели», «клев птицы», «хруст сосновой ветки под лапой тигра» и т. д. В попытках дать объективную оценку этому диагностическому методу появился значительный интерес к разработке проблемы визуализации и регистрации пульсовой волны. Еще в конце XVIII в. физиологи пытались записывать пульсацию крови в сосудах, используя для этого колебания грузика, положенного на пульсирующий сосуд. Методы регистрации пульса постепенно совершенствовались. В 1928 г. французский Ученый Soulie' de Morant предложил оригинальный аппарат (пульсограф) для регистрации колебаний светового зайчика. В последующем, благодаря развитию электроники, было создано несколько видов пульсографов и пульсометров, реализовавших различные способы регистрации пульсовой волны: механические, оптические колебания, фотоэлектрический эффект и др., а также комбинации этих способов (Minato, 1963, Lee Pong Куо, 1970). Интерес к проблеме пульсовой диагностики возродился также в Азии. За последние годы было опубликовано немало работ на эту тему, в основном японских и корейских авторов(Lashimura, Miyanaki, Clun Zuln, 1968). Результаты этих исследований были представлены на I Международном семинаре восточной медицины. Однако большинство авторов в ходе исследований настолько отошли от классического метода (Inobe, Fujida, 1980) пульсовой диагностики восточной медицины и перенесли акцент на данные современных наук, что результаты, представленные ими, не коррелировали с традиционными понятиями и описаниями пульса. Этого недостатка почти лишена работа (Kim Yand Маn е. а., 1979), где авторы, не раскрывая принципа работы созданного ими электронного пульсометра «Ни Soo», ни методики исследования, прямо указывают, что, не нарушая традиций и основ этого древнего метода, им удалось получить ряд пульсограмм, соответствующих описанию, данному еще в «Нэй-цзинь»(III в. до н.э.). В отечественной литературе публикации на эту тему отсутствуют. Нам представляется перспективной разработка метода объективизации пульсовой диагностики путем регистрации волн осцилляции тканей и стенки сосуда при прохождении пульсовой волны. Предварительный анализ этого метода позволяет предполагать, что именно эта информация «снимается» пальцами врача при проведении пульсовой диагностики. Возможность записать и увидеть то, что представляется чрезвычайно субъективным при пальпации пульса, даст возможность по-новому понять патогенетические механизмы формирования многообразных видов пульса. «Снятие» объективной информации со стандартных точек, расположенных на периферическом отрезке радиальной артерии, — I позиция (т. Цунь) на уровне лучезапястной складки: II позиция (т. Гуань) соответствует шиловидному отростку лучевой кости; III позиция (т. Чи) — на расстоянии, равном расстоянию между точками Цунь и Гуань. Для этой цели использовали чувствительные бародатчики в нашей модификации (рабочая поверхность эквивалентна площади подушечек пальцев). Регулированием степени прижатия датчиков к лучевой артерии испытуемых достигалась максимальная аппроксимация нашего инструментального метода с восточным мануальным. Степень прижатия датчика к лучевой артерии определяли по шкале. Наличие элементов обратной связи в устройстве позволило оптимизировать этот процесс. В серии экспериментов нами обработана пульсограмма, которая, согласно концепции восточной медицины и данным современных авторов (Kin Yang Man е. а., 1979), была определена как нормограмма. Использовалась точка Гуань II позиции на правой руке. Степень прижатия датчика к артерии - 52 гПа. В настоящее время нами проводится экспериментальная работа по регистрации пульсограмм с использованием всех 12 стандартных ТА на обеих руках в разных режимах. Одновременно анализируются и сравниваются полученные пульсограммы с данными пульсовой диагностики по классическому восточному методу с целью выработки определенного «языка» для расшифровки получаемой информации.
|