Для желающих приобрести программу "Пересвет АнтиБоль", с целью повышения квалификации рекомендуется прослушать курс лекций "Субъективные и объективные методы оценки и диагностики боли". Желающие пройти повышение квалификации в рамках этой проблематики могут оставить предварительные заявки, в которых указываются организация, количество человек. Заявки принимаются до 15 декабря 2010 г. Курсы будут проведены в марте-апреле 2011 г. | ПРОГРАММА курса повышения квалификации специалистов городского хозяйства на основе организации системы дополнительного обучения кадров учреждений социальной сферы (психологов, врачей, психиатров и психотерапевтов) г. Москвы. «Субъективные и объективные методы диагностики и оценки боли» | | Научно-образовательный материал подготовила | Адашинская Галина Алексеевна, канд. психол. наук., доцент. | Психолого-социальный факультет РГМУ, кафедра общей психологии, 2009 г. | | |
Пояснительная записка Курс «Субъективные и объективные методы диагностики и оценки боли» может быть рекомендован в качестве спец. курса повышения квалификации специалистов городского хозяйства на основе организации системы дополнительного обучения кадров учреждений социальной сферы (психологов, врачей, психиатров и психотерапевтов) г. Москвы. В курсе «Субъективные и объективные методы диагностики и оценки боли» представлены современные методы диагностики и оценки боли, разработанные в рамках биологического и психологического подходов. Объективизация боли – одна из трудноразрешимых проблем в клинической практике врачей различных специальностей. Необходимость качественной и количественной оценки боли тесно связана с проблемой точности диагностики и адекватной терапии. Боль всегда субъективна. На индивидуальное восприятие боли влияют демографические факторы, пол, возраст, этнические особенности. Кроме того, возникновение болевых ощущений тесно связано с социальными и психологическими факторами. Затруднения, возникающие у пациентов при описании своего состояния, осложняют распознавание болезней, особенно, если боли имеют психогенный характер. Нередко такие пациенты подвергаются многочисленным дорогостоящим диагностическим исследованиям. Кроме того, в данном курсе представлена уникальная авторская разработка - компьютерная экспертная система диагностики и оценки боли «Peresvet AntiPain», в основе которой лежит экспресс-метод оценки болевого синдрома – «Многомерный вербально-цветовой болевой тест», являющийся результатом долголетнего исследования специалистов в области медицины и психологии. Курс «Субъективные и объективные методы диагностики и оценки боли» обобщает фундаментальные представления о феномене боли и результаты практических исследований в области диагностики и оценки боли. Эти знания приобретают особое значение для специалистов в клинике болевых синдромов. Цели курса: - формирование представлений о методологических подходах в сфере диагностики и оценки боли; - формирование знаний, навыков и умений в области психологической диагностики и коррекции боли. Задачи курса: Специалист, изучавший данный курс, должен: - иметь представления о боли, как многомерном феномене, включающим перцепцию, эмоциональное переживание, когнитивные представления, поведенческие и личностные изменения; - иметь представления о методах объективизации и диагностики боли; - иметь представления о феномене боли в различных психологических концепциях; - иметь представления о субъективных методах оценки боли - обладать навыками и умениями проведения диагностики и психокоррекции боли. Тематический план курса Номер темы | Название темы | Количество часов | . | . | Лекции | Семинары | Практические занятия | 1 | Общее представление о боли | 4 | 4 | - | 2 | Представление о боли в психологии | 6 | 6 | - | 3 | Методы измерения и оценки боли (введение) | 2 | 2 | - | 3.1 | Объективные методы измерения боли | 10 | 10 | - | 3.2 | Методы самооценки боли | 10 | 10 | 20 | 3.3 | Измерение боли у детей | 4 | 4 | 8 | 4 | Боль и цвет. Цвет - как способ оценки боли (введение) | 2 | 2 | - | 4.1 | Многомерный вербально-цветовой болевой тест | 6 | 6 | 12 | 4.2 | Цветотерапия боли | 4 | 4 | 8 | . | Всего часов по формам работы: | 48 | 48 | 48 | . | Всего часов: | 144 |
РАЗДЕЛ 1. Общее представление о боли. Определение боли. Первичная и вторичная боль. Острая и хроническая боль. Классификация боли. Классификация боли по патогенезу: соматогенная, нейрогенная, психогенная боль. Боль - как сенсорная модальность, аффективное состояние, мотивационное состояние, интегративная реакция организма. R.Melzack, Р.Wall теории «входных ворот» ("gate control theory of pain"). Многомерность феномена боли.
РАЗДЕЛ 2. Представление о боли в психологии Согласно психологическим позициям, боль рассматривается: в рамках психоаналитического подхода – как «актуальный невроз», реализуемый с помощью механизмов замещения и конверсии (Freud S, 1893, Фрейд А, 1993), -«символический язык органов» (Adler R.H.,1989), - определенная «констеляция личностных черт» (Dunbar H.F., 1939,1943,1948), - интрапсихический конфликт (Александер Ф. Селесник Ш.,1995; Александер Ф., 2002; Alexander F,1977; Alexander F., French T.M., Pollock G.H., 1968). С позиций биохевириального подхода исследуется болевое поведение; в рамках когнитивного подхода болевое поведение рассматривается как результат взаимодействия индивида и среды; в рамках концепции «внутренней картины болезни» заболевание понимается, как особая критическая ситуация в развитии личности.
РАЗДЕЛ 3. Методы оценки и измерения боли Измерение боли - сложным комплексом проблем. Боль и повреждающие факторы. Психологические проблемы при оценке боли. Объективные и субъективные методы исследования боли. 3.1. Объективные методы измерения боли. Проблема объективизации боли. Биологическая модель. Методы измерения боли. Холодовой прессорный тест. Тест с нагреванием. Турникетный тест. Электрометрическая методика. Исследование защитных рефлексов. Вызванные потенциалы. Условная негативная волна. Экстрорецептивная супрессия. Лазерные вызванные потенциалы. Методы нейровизуализации. Биохимический анализ. 3.2. Субъективные методы оценки боли Для решения практических и исследовательских задач в рамках психологических подходов разработано большое число измерительных методов для оценки боли у взрослых и детей, представляющих собой: схемы распределения по дерматомам. Цифровые рейтинговые шкалы. Визуально-аналоговые шкалы. Словесные рейтингововые шкалы. Вопросники Мак-Гилла, ОРБО. 3.3. Методы исследования боли у детей. Сложность проблемы оценки боли у детей: невербальные методы: движение, положение тела, характер плача, выражение лица. Неонатальная детская шкала для регистрации острой боли. (Grunau RVE, Craig KD,1990), шкала Oucher (Huijer Abu-Saad H.,1990). Неонатальная лицевая кодирующая система - (Anand KJS, McGrath PJ,1993), цветовая шкала Стьюарта (Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н,1980), «Педиатрический опросник боли Varni/Thompsona» (Varni JW, Thompson KL, Hanson,1987) и др. Измерение боли у детей 7-17 лет.
РАЗДЕЛ 4. Боль и цвет. Цвет - как способ оценки боли. Боль - как многомерный феномен. Цвет как носитель информации. Клинические и кросскультурные исследования восприятия боли и цвета. 4.1. Многомерный вербально-цветовой болевой тест. Болевой тест: шкалы частоты и длительности болевых ощущений, вербально-цветовая шкала оценки боли, характеристика болевого ощущения – шкала сенсорного восприятия боли, шкала эмоционального отношения к боли, шкала невротизации, шкала оценки степени адаптивностидезадаптивности (влияние на усиление или возникновение боли в зависимости от времени суток, погоды, позы движения, пищи, стресса, вредных факторов). Компьютерная экспертная система оценки боли «Peresvet AntiPain»: психологический модуль, неврологический модуль. Диагностическая эффективность системы. 4.2. Цветотерапия боли. История привлечения цвета - как психотерапевтического средства (Понза, Бехтерев и др.) Цветоимпульсная терапия. Арттерапия с привлечением цвета. Эффективность цветового воздействия в комплексном лечении болевых синдромов.
|