В последние годы на основании тщательного изучения причин возрастания невротических заболеваний в особую группу патологии высшей нервной деятельности выделены так называемые информационные неврозы (Ханашашвили, 1978; Киколов, 1978; и др.). Важнейшая причина их возникновения — воздействие на человека неблагоприятного сочетания 3 факторов: большого объема информации, дефицита времени и высокого уровня мотивации. Первые 2 фактора в определенной мере взаимосвязаны, третий фактор определяет фактическую меру значимости раздражителей, то есть их физиологическую силу при воздействии на каждого человека. При этом, естественно, проявляется заметная роль индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. В связи с этим возникла гипотеза о возможности применения методов РТ для профилактики информационных неврозов путем повышения эффективности умственной работоспособности в результате предварительного воздействия на точки акупунктуры (ТА) (Пушкин с соавт., 1976; Никифоров, 1978; Исаевский с соавт., 1979; Митронова, 1979; и др.). Экспериментальное подтверждение повышения эффективности аналитико—синтетической деятельности мозга при этом позволило бы ставить вопрос о целесообразности дальнейшей разработки подходов к рефлексопрофилактике информационных неврозов, ибо именно перенапряжение аналитико-синтетической деятельности рассматривается как одна из возможных причин их возникновения. Исследованию были подвергнуты 5 практически здоровых людей, средний возраст которых составил 29 лет. При этом использовали специальные тестовые карты (Хачатурьянц с со авт., 1976), каждая из которых содержала одинаковое количество однотипной информации: 22 слова, расставленных в случайном порядке с сохранением определенных грамматических форм (падежи, согласования), с наличием соответствующих предлогов и союзов. Испытуемый должен был составить 4 логически законченных предложения, каждое из которых включало бы по 5 слов. При названном условии 2 слова в каждой карте были лишними, не связанными логически ни с одним из 4 предложений. Слова 1-го предложения испытуемый подчеркивал прямой линией, 2-го — двумя, 3-го — волнистой, 4-го — пунктирной линиями, порядок слов в каждом предложении нумеровал, а лишние слова выделял особым знаком. Время работы с картой фиксировали по секундомеру. Каждая из тестовых карт имела разное смысловое содержание. Данная методика требует значительной мобилизации внимания и затрагивает ассоциативные и логические процессы мышления. После детального объяснения условий работы с картами каждому испытуемому предоставили возможность тренировки в решении тестов в течение 5 дней. В последующие 5 дней ежедневно осуществляли электрическую стимуляцию точек Н, Т26 и двух точек G14. Для этого использовали электрический ток силой 30 мкА, частотой 20 Гц, время стимуляции каждой точки составляло 2 мин. И в том и другом случае решение тестов проводили в одно и то же строго определенное время суток. Продолжительность решения каждого теста фиксировали в секундах. Всего было проведено 75 исследований. Статистически достоверные данные (Р<0,05) свидетельствуют о значительном сокращении времени решения тестов на фоне электрической стимуляции вышеназванных точек. Это дает основание сделать предварительный вывод о том, что электрическая стимуляция ТА «общеукрепляющего» действия активизирует аналитико-синтетические компоненты психической деятельности и может применяться для повышения эффективности умственной деятельности. В связи с этим могут быть намечены определенные подходы к разработке методов рефлексопрофилактики информационных неврозов.
|